Среда, 30.09.2020, 09:53
Приветствую Вас Гость | RSS

сайт МБОУ СОШ с.Шланлы Аургазинского района РБ

Меню сайта

Федорова Луиза Филаретовна

                                         Федорова Луиза Филаретовна -

           учитель русского языка, литературы, истории и культуры Башкортостана

                                           
Образование: СГПИ, 1997
                                            Предмет: русский язык и литература
                                            Категория: высшая
                                            Педагогический стаж: с 1986 года
                                          
 Увлечения:
 
Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет только хороший учитель...
Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам,
он совершенный учитель.
                                         Л. Н. Толстой
        
         Желание соединить любовь к делу с любовью к детям стало основой моей педагогической философии. Любить свое дело, это значит постоянно стремиться к человеческому и профессиональному совершенству, овладевать традиционными и инновационными методиками, строить свою работу на строго научной основе и пробуждать в учениках осознанную потребность обогатиться духовным опытом предшествующих поколений. Педагогическая любовь предполагает заботу, гуманное отношение, человеческое тепло и ласку, понимание детских трудностей и проблем.
         Мое отношение с учащимися начинается со слова, поэтому диалог, живое общение, языковая коммуникация являются для меня учебным фундаментом, на котором развивается и обучается ученик. Я формирую не только лингвистическую компетенцию учащихся, но и вместе с ними решаю наиболее серьезные, актуальные и нравственные проблемы. Я убеждена, что нравственная чистота определяет человека.
        В своей работе использую как традиционные, так и новейшие педагогические технологии. Так, например, на уроках истории культуры Башкортостана в средних классах использую такой метод обучения, как обучение в сотрудничестве, т.е. развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей, также ведется реализация потребности в расширении информационной базы обучения, разработка новых подходов к объяснению нового материала.
       В старших классах на уроках ИКБ, литературы использую лекционно-семинарско-зачетную систему, где происходит повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования и усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения.
        Каким быть учителю XXI века? На что необходимо ориентироваться в первую очередь? Вот те вопросы, которые беспокоят меня на сегодняшний день. Ответы на эти вопросы я нахожу в своей работе. Все мы родом из детства... Омар Хайям как-то сказал, что в детстве мы ходим за истиной к учителям. Значит, учитель для ребенка - носитель истины, поэтому должен не только нести знания о мире, но и освещать эти знания теплом и светом своей души, силой своей убежденности и веры в человека. Учитель призван помогать ребенку созидать самого себя. Чтобы творчество было успешным, я думаю, каждый день надо, приходить на работу, как на праздник (хотя это порой сделать очень тяжело) и дарить детям тепло души, добрый совет, понимание и, конечно, учить «ведать».
      В современных условиях научно-технического прогресса, усиления интегративных функций в развитии науки, техники, производства и политики образование не может оставаться в стороне от этих стремительных процессов. Наше общество находится в постоянном развитии, следовательно, через систему образования выдвигает и реализует все новые требования к человеку:
 *высокий уровень интеллектуально-физического развития, что может обеспечить доступ к высоким технологиям;
 *креативность, или способность мыслить и действовать творчески;
 *быть патриотом своего Отечества, с гуманными и высокими нравственными установками.
         Если использовать в своей работе только мел и доску, очень трудно добиться хорошего результата усвоения материала. Задача учителя заключается в организации работы учащихся по осмыслению усвоенного на уроке. Изучение дальнейшего материала невозможно без уверенности в том, что все учащиеся усвоили темы предыдущих уроков. Раньше в педагогичекой деятельности хорошую помощь учителю оказывали технические средства обучения. Но когда в 90-е годы перестали выпускать к ним запасные детали и технические средства постепенно сошли на нет, учителю стало трудно без них объяснять материал. Теперь с каждым годом растет число школ,оснащенных компьютерами, которые, конечно, должны использоваться не только на уроках информатики. С каждым днем все больше и больше убеждаюсь, что на уроках компьютер просто необходим. Он также служит вспомогательным средством, направленным на повышение эффективности обучения и может быть использован на всех типах уроков, особенно компьютер (либо проектор) необходим на уроках литературы, когда приходится демонстрировать очень много материала о жизни и творчестве писателей. А если весь этот материал поместить на дискетах - мы бы сэкономили и место, и время. Спасает интернет. Предоставленная возможность школам бесплатного пользования интернетом даёт возможность скачивать оттуда дополнительный материал к урокам.
       В центре внимания современной  школы находится личность, которая воспитывается и развивается в поликультурном обществе. Подъем национального самосознания обуславливает огромный интерес к национальной культуре и к родному языку в регионах с многонациональным составом населения, каким является Республика Башкортостан.
       Школьный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к проявлению уважения и понимания других людей. Каждый язык является частью мирового культурного достояния, поэтому сохранение и развитие языка становится государственной задачей. Когда ребенок уже с малых лет знакомится с духовным наследием своего народа, изучает родной язык, историю, литературу, культуру родного края, он сам растет духовно богатым. И мы должны ему в этом помочь. Исходя из этого своим девизом самообразования выбрала: «Формирование духовности в условиях возрождения этнопедагогики и этнокультуры», то есть ведется работа по возрождению этноса на новом уровне через сферу национального образования. На уроках культуры дети знакомятся с обычаями, традициями и фольклором народов Башкортостана, сами собирают материал по устному народному творчеству и сравнивают их. Но в преподавании русского языка возникают проблемы. Это - грамотность учеников. Каждый учитель не раз сталкивался в своей работе с бесконечными ошибками своих учеников. К тому же из года в год все мы чувствуем, что грамотность наших воспитанников неумолимо, даже катастрофически падает. Часто" задаюсь вопросом: «Что же делать? В чем причина? Как научить писать без ошибок?». После изучения новой темы дети знают правило, приводят примеры, но при выполнении письменной работы делают ошибки на это же правило..Почему? На уроке ученик слушает, запоминает, пишет, читает, отвечает на вопросы учителя. Но на практике применить знания не умеет. Конфуций говорил: «Я смотрю я забываю, я слушаю - запоминаю, я делаю - я понимаю». Из этого я сделала вывод: для понимания нужна активная деятельность. Активность при усвоении учебного материала основывается на внимание к тому, что изучается. Психологи определяют внимание как сосредоточенность сознания на чем-либо. Сосредоточить внимание без определенной активности ученика очень сложно. Вот почему психологи, изучающие процессы усвоения детьми знаний, акцентируют внимание педагогов на знании развития у детей внимания. На уроках языка развивать внимание - значит развивать умение видеть различные формы слова, развивать «орфографическую зоркость».
        Развитие орфографической зоркости возможно при условии систематической и целенаправленной работы по формированию умения обнаруживать орфограммы. Часто работа над орфограммой веду так: дети учат "правило, затем упражняются. Но знание правила - это первый этап формирования орфографического навыка. Второй этап – это применение правил на практике на основе алгоритма. Одно из главных целей на данном этапе обучения - научить ребенка находить орфограммы и. решать орфографическую Задачу. Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала, что является необходимым условием формирования орфографической зоркости.
        На уроках русского языка и литературы использую все виды диктантов и изложений, чтобы разнообразить работу учащихся. Однако при написании сочинений дети испытывают некоторые трудности. Давно вошло в практику школьного сочинения использовать «шпаргалки», т.е. «собирать его по кусочкам» из разных сборников. Я сделала вывод, что наши дети просто не умеют писать сочинение, ужаснуло то, что они не умеют мыслить или не умеют высказывать свои мысли, их словарный запас настолько мал, что они даже не используют литературные слова, художественно-изобразительные средства. Просмотрела очень много методической литературы и нашла такой метод - технология проектирования сочинения. Эта форма позволяет работать над темой сочинения систематически. Главный результат систематической работы по технологии проектирования сочинения - дети «обретают язык» для выражения мыслей. У ученика в ходе систематической работы над темой накапливается словарный запас, развивается культура и логика мышления, появляется необходимость противоречить каким-то утверждениям на уроке, что позволяет о многом задуматься. Особенно удачно использовать технологию проектирования сочинения на уроках литературы.
         Литература на сегодняшний день - это не только предмет, но и книга жизни. На уроках литературы, ИКБ формируется личностное отношение к прочитанному. Познание здесь происходит через переживание и проживание жизни вместе с литературным героем с учетом личного нравственного опыта. Каждый учитель дает урок в соответствии со своим видением мира, произведения, в соответствии со своим опытом и сложившейся технологией. Во всех уроках ИКБ в разделе «Литература» мы читаем художественные произведения, их истолкование строится на .основе целостного восприятия текста. Значительное внимание уделяю нравственному воспитанию читателя-школьника, без назидательности и «лобовой» атаки. Как приятно слышать на уроке образцовую речь и великолепное выразительное чтение учащихся. К сожалению, не все ученики могут грамотно оформить свои мысли, некоторые с трудом читают, плохо понимают прочитанное, не умеют слушать, следить за мыслью говорящего, выделять главное. Формирование умений и навыков оценивания прочитанного текста связано с организацией процесс интерпретации. Истолкование впечатлений перерастает в анализ, который расширяет возможности понять текст и сформулировать свое отношение к нему. Поэтапно, поэлементно учу ребят анализировать содержательные смысловые и структурные особенности, знакомлю с жанровой и стилистической спецификой. При работе с текстом очень важным условием является использование специальных знаний, которые призваны стимулировать речемыслительную деятельность учащихся, развивать творческое воображение, образное мышление.
         В моей работе частыми стали уроки-экскурсии, уроки-игры, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки-конференции, уроки-лекции. Стараюсь, чтобы, такие уроки были яркими, эмоциональными. Часто использую магнитофон и современные технические средства. Ставлю перед ребятами проблемный вопрос и предлагаю на него найти ответ, а кроме того, выполнить предложенные задания. Учащиеся формулируют задачи урока и переходят к исследованию текста. Работают в группах или парах используют словари, свои тетради-справочники. Результат наблюдений каждой группы становится, как в мозаике определенной ступенькой к выполнению поставленных задач. На таких уроках важно, чтобы активно говорили ребята, а учитель выполнял организующую и корректирующую функции. Следовательно, такая систематическая работа способствует постепенному росту читательской активности, стремление учащихся к диалогу с автором текста, учителем, одноклассниками, формирует желание обогатить свою" речь, научиться красиво, образно грамотно, точно выражать собственные мысли и чувства, свое отношение к обсуждаемой теме. А хорошо развитая устная речь благотворно влияет на качество письменной речи.
         Большую роль в сохранении родного языка, приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народов играют внеклассные мероприятия, где учащиеся знакомятся с обычаями, традициями и обрядами своего народа, учатся любить и уважать язык прадедов, переданный' из поколения в поколение, становятся истинными патриотами своей родины.
           Воспитание любви к своей Родине, своему краю, природе, труду уважения к людям труда, гордость за достигнутые результаты своего народа в разных областях экономики, культуры и искусства является главной задачей нравственного воспитания, которая закладывается в раннем детстве. В своей работе я уделяю большое внимание вечерам-встречам с ветеранами войны, участниками боевых действий в Афганистане, Чечне, с ветеранами труда, проведению совместных праздников с родителями «День Матери», «День семьи», «Защитника Отечества», «Международный Женский день»,открытые уроки, тематических вечеров, выездам по родным местам, экскурсиям по родине знаменитых поэтов и писателей Башкортостана, культпоходы в Стерлитамакский русский драматический театр и Уфимский театр оперы и балета. Все увидев и услышав, прочувствовав, дети с удовольствием участвуют в работах, сочинениях, выставках, выпусках стенгазет, посвященных той или иной теме, писателю, дате родного Башкортостана.
         Школа - это храм знаний. А учитель в нем художник. Художником можно назвать того, кто радужными красками оживляет нашу жизнь. Разве учитель не художник, который наполняет юные . души красотой, красотой слова, музыки, стиха. Работая учителем, я убедилась в том, что истинное обучение - вне слов и предметов. Оно передается через душу и сердце, через какие-то тонкие нити. Грубостью и жестокостью можно легко порвать эту связующую нить. Я знаю, что не добьюсь уважения ученика, если не буду испытывать к нему участия, внимания, любви и сострадания. Есть такое замечательное слово, почти забытое,- «благоговеть». Первым делом надо научиться быть терпеливым, благоговеть перед учеником, как перед загадкой или тайной. Стоит сегодняшний ученик перед ветрами времени. Как привить способность правильно оценивать добро, и зло, уродство и красоту? Истинный учитель научит своего ученика быть совестливым, честным, милосердным. Научиться быть истинным педагогом - цель сегодняшних, учителей, - и конечно же, моя цель. Меня часто спрашивают: «В чем же проявляется оценка моего труда?». Я им всегда отвечаю просто: «Сама высокая оценка моего труда - в глазах - учеников. Если они светятся мыслью и интересом - я счастлива. Ведь это счастье, когда радуешься за успехи другого, и имеешь возможность отдать свое сердце и знания ученикам - вот что поистине наполняет мою жизнь смыслом».
Персональные данны
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2020
Конструктор сайтов - uCoz